среда, 26 июня 2013 г.

Четыре основных принципа в воспитании детей

Очень хочется поделиться с вами невероятно теплой и мудрой статьей Фейги Тверски - это мама 11 детей, которая сегодня уже прабабушка! Очень и очень рекомендую!

Автор Фейга Тверски
"Нередко молодые родители, воспитывающие маленьких детей, не имеют того жизненного опыта, который необходим, чтобы установить в семье нормальные, здоровые отношения. 

У каждого ребенка — свой характер, свои желания и требования. А у родителей — полным-полно забот: работа, обслуживание членов семьи… На разбор мелких внутрисемейных конфликтов, как правило, не остается времени. Сама необходимость улаживать проблемы может вызывать у взрослых раздражение, которое, накапливаясь, нарушает внутреннее равновесие. Не в силах себя сдерживать, родители кричат на детей. 

В свою очередь, дети либо реагируют на крики взрослых плачем, либо — замыкаются в себе. Многие дети капризничают, если их желания немедленно не выполняются. И повышают голос в разговоре с матерью или отцом… Знакомые картины, не правда ли?

Молодым парам следует знать, что нарушение гармонии в отношениях с членами семьи — не «приговор». Приложив определенные усилия, каждый человек способен сделать так, чтобы в семье царила здоровая атмосфера.

Многие традиционные еврейские семьи многодетны. На определенном этапе молодой паре приходится воспитывать, скажем, четырех малышей, старшему из которых едва исполнилось шесть лет. И это, несомненно — чрезвычайно сложная задача, даже в самых благоприятных обстоятельствах.

Мне знакома эта ситуация. Я вырастила 11 детей, и знаю, что родители не могут быть всегда «идеальными». Все мы допускаем ошибки, и это — естественно. Главное — обнаружив просчеты, не выносить себе приговоры и не считать каждую ошибку фатальным поражением. Наоборот, воспринимать ее как «трамплин» — повод для разработки иной стратегии.

Детьми, конечно же, необходимо руководить, а если нужно — жестко «командовать». Как при этом не нанести удар их самолюбию, не травмировать их?

Прежде всего — четко придерживаться принципа сбалансированности.

Общаясь с детьми, я старалась сдерживать свои негативные эмоции, компенсируя их проявлениями любви. Очень важно не пропускать моменты, когда представляется случай поощрить ребенка, сопровождая похвалу поцелуями и объятиями. Руководствуясь данной стратегией, я воспитала детей, которые, с помощью Всевышнего, неплохо ориентируются в жизни, умеют преодолевать трудности и принимать правильные решения.

Отдаю себе отчет в том, что порой начинает казаться, что усталость и возникающая от этого раздражительность вот-вот прорвутся наружу и их не победить. В таких ситуациях мне всегда помогало ощущение, что я постоянно, каждый миг — под наблюдением Всевышнего, который «приставил» ко мне особого посланника, снимающего на пленку мои реакции на те или иные обстоятельства. Осознавая это, ты стараешься изменить свое отношение к окружающим и управлять своим поведением. 

Вы, к примеру, поскользнулись на кухне, наступив в лужу пролитого кем-то из детей сока. Или — обнаружили, что по всей комнате разбросано печенье… Вы готовы дать волю справедливому гневу. Но тут вспоминаете, что ваши действия и мысли — «регистрируются». И — сдерживаетесь, контролируя ситуацию. Назревающий конфликт оборачивается свойственной маленьким детям неаккуратностью. Не выясняя, кто из них пролил сок или разбросал печенье, вы спокойно, но настойчиво просите старших детей произвести небольшую уборку.

Если вы чувствуете, что не в силах подавить гнев, уединитесь на несколько минут в другой комнате, где в данный момент никого, кроме вас, не будет — чтобы привести в порядок мысли и избежать громкого скандала (это известная вариация на тему «посчитайте в уме до десяти, и расслабьтесь»).

Еврейская традиция уделяет проблемам воспитания детей очень много внимания. Из того, что мне известно, я выделяю четыре основных принципа, которыми, на мой взгляд, следует руководствоваться родителями, воспитывая ребенка.

1. Мы в глазах наших детей — пример для подражания. Они без устали наблюдают за нами, и подмечают все наши реакции и особенности поведения. Их интересуют малейшие проявления наших эмоций, особенно — в экстремальных ситуациях.

Характер человека, — разъясняют наши Учителя, — узнается по трем основным параметрам: как он ведет себя в гневе, как относится к деньгам и что может вывести его из состояния эмоционального равновесия.

Наши дети перенимают у нас шкалу оценок, которые мы, как они видят, даем тем или иным обстоятельствам. Они отмечают, что вызывает у нас наиболее сильную негативную реакцию: плохая оценка в дневнике, или недостойное поведение по отношению к соседскому ребенку. Карандашные рисунки на обоях, или — драка с одноклассниками. 
Они запоминают, какие события нас больше всего радуют: встреча с другом, к примеру, или приобретение нового наряда. 
Их память фиксирует, на что мы с большей легкостью тратим деньги: на благотворительные нужды или же на покупку, скажем, новой мебели.

Время от времени на лекциях, которые я читаю для родителей, меня спрашивают: как привить детям способность справляться с трудностями, которые их ожидают в жизни?

Ответ лежит на поверхности: дети воспринимают модель поведения родителей в сложных стрессовых ситуациях. Если вы умеете преодолевать трудности, они тоже этому научатся.

2. Огромную роль в воспитании детей играет время, которое вы проводите дома, исполняя родительские обязанности. Не корите себя за то, что вам не хватает материнского или отцовского опыта. Мои самые теплые и радостные воспоминания детства связаны с тем, что я всегда могла найти маму на кухне. Мне казалось тогда, что для мамы нет ничего важнее, чем заботиться обо мне и моих братьях и сестрах.

Наша мама, конечно же, не имела возможности целыми днями играть с нами, у нее было множество других забот. Но мы знали, что она — всегда рядом, и, если нам срочно потребуется ее помощь, она оставит свои дела и поможет решить возникшую проблему.

Разумеется, современные условия жизни таковы, что не всякая женщина имеет возможность сидеть дома с детьми и заниматься хозяйством. Работающим женщинам рекомендую всякий раз, возвращаясь домой, демонстрировать свою радость от встречи с ними. Ребенок должен почувствовать, что его мама работает для того, чтобы детям жилось лучше, но главное в ее жизни — дети, забота о них. Матери ни в коем случае не следует допускать даже намека на то, что ее тяготят домашние обязанности.

3. Каждый хороший поступок ребенка заслуживает родительского одобрения. Не бойтесь хвалить детей и не демонстрируйте им, что примерное поведение — нечто само собой разумеющееся и реагировать стоит лишь на неправильные поступки. Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

До сих пор отчетливо помню, как однажды мне довелось услышать разговор моего отца со своим лучшим другом, в котором он превозносил мои положительные качества и делился своими чувствами, которые он ко мне испытывает. Не передать, какой прилив сил и уверенности в себе я в тот момент ощутила. И сегодня я все еще черпаю вдохновение из этого чудесного воспоминания.

Один из самых могущественных стимулов для человека — уверенность в том, что его ценят, любят, и уважают как личность. Помня об этом, он постарается не обмануть доверие дорогих ему людей, а особенно — родителей, не испортить то хорошее впечатление, которое у них складывается о нем.

4. Из наставлений Учителей поддерживающую меня в трудные минуты истину: успех в воспитании ребенка наполовину зависит от молитв, которые мы возносим Творцу, прося Его о помощи, а на вторую половину — от того, насколько удается мужу и жене сохранить мир в семье, в своих отношениях.

Об этом говорят и современные психологи. Один из таких специалистов рассказывал мне, что большинство подростков, которых приводят к нему, жалуясь, что они грубы и не умеют уважать людей, воспитываются в семьях, где родители не ладят между собой. Из своей многолетней практики этот психолог вынес заключение: отсутствие уважения к родителям чаще всего — отражение общей атмосферы, царящей в семье. Я, со своей стороны, могу подтвердить, что очень многие семейные пары, с которыми мне приходится работать, настолько поглощены удовлетворением нужд детей, что на заботу о собственных взаимоотношениях у них не остается ни сил, ни времени.

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

Вспоминая свое прошлое, я хотела бы дать всем родителям один важный совет: каким бы сложным ни представлялось вам ваше сегодняшнее положение, попытайтесь найти в нем светлые, прекрасные стороны. В конце концов, жизнь наша не настолько длинна, чтобы «терять» годы, месяцы, часы, погружаясь в ощущение, что вас преследуют неудачи. Как-нибудь ночью прокрадитесь тихонько в детскую, посмотрите, какими трогательными и беззащитными выглядят ваши ребятишки во сне, и поблагодарите Творца за то, что Он их вам послал. И все трудности, которые вам приходится преодолевать, воспитывая их и заботясь об их благополучии, представятся мелкими и незначительными.

Наши старшие дочери, появились на свет с промежутком в 14 месяцев. Помню, как однажды ночью заглянула в их спальню и, обернувшись к мужу, сказала: «Обе — такие крохи, трудно представить себе, что в один прекрасный день они заговорят, начнут общаться друг с другом, станут подружками…». Не успели мы и глазом моргнуть, как обе они — уже бабушки…

Цените каждое мгновение радости, которую приносит вам общение с детьми".

Другие статьи можете найти на страничке Читаю

36 комментариев:

  1. Спасибо за статью, хоть пока у меня еще нет детей, но намотать на ус уже можно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксаночка, я тоже пока что только "наматываю на ус":)

      Удалить
  2. Да...отличный пост! У меня двое детей...очень трудно иногда сдерживаться! Буду исправляться))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, исправляйся:) детки, когда вырастут обязательно спасибо скажут!

      Удалить
  3. Чем больше деток, тем с ними легче). Хорошая статья, есть над чем подумать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо!
      Говорят мудрецы, что настоящая любовь к супругам приходит с появлением третьего ребенка, поэтому, ты права, чем больше тем семья крепче!

      Удалить
  4. Оленка! Спасибо большое за статью! У меня двое детей с разницей в семь лет, при этом разнополые. Характеры у обоих - у-у-уууух!!! :)
    Иногда на самом деле удержаться от крика и гнева - очень сложно! Но я стараюсь. И, кстати, мой метод очень схож с методом Фейги Тверски - я тоже представляю, что меня снимает скрытая камера. :) Теперь осталось ко всему этому подключить Всевышнего! :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо!
      Когда у тебя получится "подключить" Всевышнего сразу заметишь, как все вокруг меняется и краски ярче становятся:)

      Удалить
  5. Анонимный26.6.13

    Я всегда знала, что дети - это лакмусовая бумажка родителей. И так хочется, чтобы хвалили не только их, но и нас. Похвалили и сказали - вы такие молодцы, воспитали такого замечательного человека)
    Вот так по эгоэстичному, но ведь правда)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, прекрасно тебя понимаю, как часто хочется, тут на земле, услышать за свое милосердие и доброту спасибо.
      Но, тогда всю награду ты получишь уже тут, а на Небесах придется отвечать только за грехи.
      Поэтому лучше рассчитаться по счетам за грехи тут, а награду получить Там;)
      Надеюсь, что была понята:)

      Удалить
    2. Анонимный27.6.13

      Судя по тому, что я переживаю здесь, мне кажется я заслужила просто покой.

      Удалить
    3. Анечка, постарайся смириться с тем, что происходит.
      и главное помни, что любая ситуация она временная.
      К тому же, у тебя сейчас великая миссия - в тебе зарождается новая жизнь и каким будет этот маленький человечек зависит от твоего теперешнего внутреннего состояния.
      Я верю в тебя, что у тебя получится пройти через все преграды и твои малыши и муж обязательно скажут тебе: "Спасибо!"
      Терпения тебе и душевного мира!

      Удалить
    4. Анонимный27.6.13

      Я не жалуюсь) Все, что происходит в моей жизни- уроки. И если я их не прошла, не поняла, не приняла - научат еще раз)))
      Не хвастаюсь, но очень часто, когда узнают, через что мне пришлось пройти, говорят, что я очень и очень позитивный и жизнерадостный человек.

      Удалить
    5. Это действительно так - вся наша жизнь это уроки, а иногда экзамены и госэкзамены:)
      я тоже заметила, что ты позитивная и жизнерадостная!
      особенно помню твои теплые комментарии в адрес твоего мужа
      Береги себя и свою семью!

      Удалить
  6. Спасибо ) Я хоть и мать двоих детей, а прочитать то что понимала интуитивно полезно все равно. Важно чтобы и отец понимал это и стремился поступать так. Одна мать с этим не справится. Вынести все и подстроиться под всех, создать атмосферу любви, если отец к примеру не стремится к этому, а попросту ведет себя как ему хочется, не задумываясь о последствиях, одна женщина не способна. Просто физически и психически не способна, ни у кого не хватит на это сил. Стремиться к этому должны оба и поддерживать друг друга и защищать, и любить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алефтина, спасибо!
      Ты совершенно права, так как отец - это ЦЕНТР семьи, а не еще один член семьи и от него очень много зависит.
      Нужно будет выставить статью для отцов:)

      Удалить
  7. Про гнев, это для меня очень полезнo!!! Про наблюдение Всевышнего очень интересно:)... Мне совладать со своей вспыльчивостью и нетерпением помогает только постоянное прочтение подобных книг и статей, очень вдохновляет и направляет. Спасибо:))!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне однажды пришла мысль в голову, что кто-то также как я будет относиться с гневом и нервами к моим детям. Я подумала, а понравится ли мне это, как я отнесусь к этому человеку (кем бы он ни был)? И поняла, что вцеплюсь ему в горло если кто-то посмеет хоть каплей обидеть моего ребенка. ведь я даже отцу моих детей не позволяю с ними так себя вести, он обижаются, а не могу не защитить их. Так почему же я сама позволяю тогда себе это. С тех пор чтобы ни случилось я не злюсь, если хочется и чувствую что не справляюсь - ухожу и отхожу и только потом возвращаюсь к ребенку когда успокоюсь. Это не значит, что я не повышаю на своих детей голос, но никогда со злостью и нервами, только для создания строгости своих слов, очень спокойно, уверенно и строго. Извините, что влезла. Но вдруг поможет )))

      Удалить
    2. Рената, спасибо!
      Нужно будет тогда почаще выставлять подобные посты:)
      и еще, рекомендуется читать минимум 3 раза, что бы из прочитанного отложилось внутри. я сама время от времени перечитываю подобные статьи и действительно помогает быть терпеливее к себе и окружающим.

      Алефтина, спасибо за комментарий!
      Думаю, что многим твой совет пригодится!
      только от себя хочется добавить - берегите также и своего мужа:)

      Удалить
    3. :))) Да я вроде стараюсь )) Но дети оказываются дороже )) Хотя сейчас идет на улучшение, он стал потихоньку привыкать и если начинает злиться передает ситуацию мне, а сам уходит )) Т.е. тоже меняется )

      Удалить
    4. Алефтина, по поводу "но дети оказываются дороже" есть очень хорошая статья, я ее уже выставляла называется Супружеская гармония или совершенный дом, так там есть такое предупреждение и пожелание:

      "Дети остаются дома в течение двадцати лет или немного дольше, но, в конце концов, они покидают гнездо, чтобы вступить в брак, — и тогда муж и жена снова остаются вдвоем. Бывает, что женщины переживают страшный кризис, когда дети покидают дом, — ведь они не создали никаких связей с мужем. Вместо этого они сконцентрировали всю свою жизнь и все свои интересы на детях. Когда дети в конечном счете оставляют дом, такие матери часто ощущают себя разбитыми. Они начинают жаловаться мужу: «Почему ты не побудешь дома со мной?» — а он не знает, что такое «побыть с ней»! В течение последних двадцати лет она говорила ему, чтобы он не подходил, и он не подходил — он занял себя работой и другими интересами. Теперь она оказалась в вакууме, в полной пустоте. Никогда не забывайте, что самое важное для вас в жизни — это ваши взаимоотношения с мужем. Вы должны строить эти взаимоотношения. Работать над этим ежедневно. Не терять контакта и никогда не позволять связи прерываться. Можно сказать совершенно определенно: самое важное в вашем браке — это ваш муж".

      Удалить
    5. Прочитала пост. Мне не кажется что я отстраняюсь от мужа, но если чувствую что не прав детей в обиду не даю. Тут ситуация двулика, на мой взгляд. С одной стороны не нужно обижать мужа чтобы он не чувствовал себя лишним в воспитании детей. С другой - если он все же поступает неправильно, разве можно его не остановить? Ведь ребенок это "неправильно" впитает как правильное поведение и будет проецировать его в своей семье. Поэтому останавливать, на мой взгляд, нужно. Другое дело как это сделать чтобы не создать конфликт с мужем. Тут зависит и от женской мудрости, и от личностных качеств самого мужчины, да и много еще от чего. Это только мое мнение, мои мысли, сложенные из личного опыта. Допускаю, что кто-то делает лучше )

      Удалить
    6. Алефтина, тут главное не нападать на мужа при детях.
      Все мы делаем ошибки, но когда дети видят, что родители не в мире, то для них это значит, что родители не любят его. Хотя мы то знаем, что делаем это ради ребенка.
      поэтому, нужно такие моменты обговаривать с мужем наедине. И тогда муж будет чувствовать ,что его уважают в собственном доме и дети будут счастливы от того, что папа и мама вместе и одно целое:)
      Мира вам и вашей семье!

      Удалить
  8. Согласна на все 100 !!!
    Дети - это наши воспитатели ! Сколько терпения, сил,мудрости нужно приложить, чтобы сказать в конце концом -мы воспитали детей...
    Оленка,замечательный пост !

    ОтветитьУдалить
  9. хороший пост.Мне многое понятно стало с рождением дочери.На старшего сына было мало потрачено времени.В спешке в работе и домашних делах много не успела.Сейчас ему 19 и он такой взрослый.Всегда была для него другом а потом уже мамой.С дочкой я пока только мама.Много умных мыслей сохранила для себя и буду совершенствоваться.Огромное мамское спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я рада, что статья оказалась полезной!

      Удалить
  10. Оленка! Такая хорошая статья! Хоть пока деток у меня нет, но я взяла ее на заметку :)
    Приятно с тобой и с твоим блогом познакомиться! Тут много интересного! :) Остаюсь! :)
    Я Оля. Приглашаю в гости:
    Украшения ручной работы ОК Studio

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за добрые слова! Обязательно зайду!

      Удалить
  11. Спасибо вам)спасибо.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за чудесную статью!

    ОтветитьУдалить
  13. Огромнейшее спасибо, я прям прослезилась. Оленька вы молодец, что распространяете такие полезные статьи. Я даже себе выписала кое что, чтобы не забыть.

    ОтветитьУдалить
  14. ДЕВОЧКИ, РАДА, ЧТО СТАТЬЯ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ!
    ПУСТЬ ВАШИ ДЕТКИ РАДУЮТ ВАС С КАЖДЫМ ДНЕМ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ
    А ВАМ МНОГО МУДРОСТИ И ТЕРПЕНИЯ!

    ОтветитьУдалить
  15. บริการเกมสล็อตออนไลน์ปี 2022 เกมให้เลือกเล่นมากกว่า 1,000 เกม ซุปเปอร์วอเลทสล็อตเล่นผ่านเว็บ ก็ได้เช่นกัน สมัครเล่น SLOT สล็อตออนไลน์ superslot.li

    ОтветитьУдалить

Спасибо огромное за Ваши комментарии!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...